Мы наконец перешли к совместным занятиям с Региной. Довольно интересный опыт, особенно в плане со стороны посмотреть на себя. Поймала себя на мысли, точнее, воспоминании, что я очень любила играть в школу. До школы. В школе разлюбила )) Короче, учителем по жизни я вряд ли бы могла быть, но мое детство лезет на поверхность.
На прошлом "моем" сеансе психологиня сказала загадошное слово "амбивалентность". В одном предложении с именем Регина. Регина очень рада, когда от меня отделяется. Т.е. она вот прям сияет, когда исчезает из моего поля зрения. Ей явно доставляет удовольствие, что меня рядом нет.
В этом месте мне стало больно. Это моя вина? Или это Регинина травма? Что я делаю не так? Что надо делать? Психологиня продолжила. Что это отторжение может быть не лично ко мне. Это может быть отношение к кровной маме, которое проецируется на меня, или к воспитателям, коих Регина прошла целую кучу. Но может и лично ко мне. С этим и предстоит разбираться. Но есть и вторая сторона. Регине так же хочется, чтобы я была в зоне доступа. За дверью, но чтоб точно была, чтобы она могла в любой момент выйти, увидеть меня, потрогать, проверить связь. Эта гребаная амбивалентность в принципе свойственна детям из системы. Разобраться с чувствами, справиться с ними, отреагировать их Регина сама не может. Вот и рвет ее на куски. Итак, на следующий день нам предстояло взаимодействовать под присмотром психологини. Выехали пораньше. Нам надо было привезти с собой что-то, чем мы можем заниматься вместе. Но дома искалечено все, что мы могли бы взять с собой - игры, поделки, книжки с заданиями. Регина любит рулить и контролировать, я частенько даю ей такую возможность в конструктивном русле. Это она выбрала, чем мы будем заниматься. В магазине у нее, конечно, разбежались глаза, но она упрямо шла за выбранной целью - пластилином. Ну, а я попутно прихватила несколько книжек из разряда "дети учитесь рисовать". Перед началом занятия прослушали инструктаж. Но ни я, ни Регина его не поняли )))) Начали. Психологиня предложила выбор - забацать еще одну фею (остался последний шаблон из нашего набора) или пластилин? Регина выбрала пластилин. Лепим. Регина сказала, что будет лепить куклу. А что делать мне? Регина дала мне задание лепить мишку. Это была ошибка номер раз. Я жду инициативы Регины (о как... ну, не всегда, но в случае игр - да). Пошла ли я на поводу у Регины? Это ли я хотела делать? Нууууу... в общем-то, да, я люблю лепить больше, чем наклеивать шаблоны. И медведиков мне доводится лепить часто. Так что мне вполне комфортно. Регине вроде тоже. Ноооо. Это получилась не совместная работа. Я почувствовала досаду. Блин, я не поняла задание. И вообще... как бы мне комфортно что-то сотворять и чтобы ребенок рядом сотворял что-то свое. Каждый занят своим делом, но мы рядом, мы... вместе? А надо быть вместе. Надо взаимодействовать - Регине надо учиться. Мне, похоже, тоже. За помощью Регина не обращается. А я не всегда замечаю, что она требуется. Психолог разжевала Регине, что маму можно и нужно просить. Попутно обсудили вообще отношения Регины и пластилина - она его с ловкостью ищейки везде найдет... и сопрет чужой. Футболку и волосы кукле мы лепили вместе, обувь я. Потом Регина взялась лепить солнышко. А работа-то не совместная! Потом мы пытались объединить как-то эти две поделки - двухмерную куклу и трехмерного медведя. Скатали мячики. Два. Поиграли этими поделками в футбол. Обоими мячиками. Потом догадались слепить из двух мячиков один. Но взаимодействие ощущалось хреново. Уже на середине лепки Регина ерзала попой по диванчику и требовала делать фею и прыгать. Прыгать. Прыгать. Прыгать. Ладно, пришел черед прыгать. Пуфы же. Но от нее требуется взаимодействовать с мамой. Она не может придумать как. Значит я - я буду держать за руки и страховать. Бедная моя спина ))) Повалялись на пуфах. Я тоже пару раз рухнула на них, чем несказанно обрадовала Регину, которая после этих скачек начала лазать по мне аки обезьяна. В процессе Регина периодически заявляла "Я сама". И как заведенная скакала с диванчика на пуфы. Иногда довольно опасно. Разжевали, что она должна предупредить, если придумала что-то новое, спросить. Регина в ответ эхолалила. "Регина, предупреди нас, хорошо?" -"предупреди". "Регина, мама тебя будет ловить" - "Ловить". Я смотрела на все это и думала, что мне все это напоминает... что? что? Витя когда-то выполнял ритуал - скакал с комода на кровать. Раз за разом. Так же, как сейчас Регина. А остальное? Психолог дала подсказку. "Я сама!" и повторение слов за взрослыми без обдумывания, регресс... думайте, думайте. Ага. Передо мной ребенок 2-3 лет. Регине максимум 3 года! Это многое объясняет - почему она делает/не делает что-то. Это вселяет надежду, что у нас пошли нормальные откаты в непройденные стадии развития. 3 года девице, которой в этом году надо бы идти в школу! И в этом месте я поежилась. Кризис трех лет в моей шкале невыносимых детей - это самый страшный период. Почему так и как выжить мы будем разбираться на "моем" сеансе. А сейчас хотя бы приблизительно понятно, как и что делать, чтобы помочь Регине и себе заодно.
В приподнятом настроении вернулись домой. Следующее, что сотворила Регина - это выковыряла глаза у брелока-утенка, которого мне вчера подарил муж, а она выцыганила поиграть... и подарить ей. Но развести на эмоции меня ей не удалось ))
ПЫСЫ. Медным тазом мой желанный курс по скетчингу. У меня нет времени. Больше недели прошло, я даже не начинала. И ничего нового не лепила. Ушло куда-то вдохновение... снова в колее. Пока комфортно.
Юля, расскажите в двух словах, если не трудно. Почему дети не проживают/проскакивают определенные этапы развития в дд? Почему этого не происходит с детьми в нормальной семье?
Так влияет отсутствие материнской заботы? Что-то еще?
И еще вопрос. Почему дети из дд не имеют понятия о причинно-следственной связи, типо не прыгай - ударишься? Никто не объяснял? Или объяснить невозможно, почему?
Дети в дд просто не получают опыта для того, чтобы уяснять эти причинно-следственные связи. Маленький ребенок дома, если мама не гипертревожная, регулярно бывает во всех помещениях дома, кроме безопасного манежа и кроватки. Он с младенчества познает, что батарея может быть горячей - больно, вода в кране холодной - неприятно. В ДД они не подползают к батареям и не контактируют с водой самостоятельно. Большинство маленьких детей учась слезать откуда-нибудь летали вниз головой - это быстро научает их слезать вниз попой. Ходят по пересеченной местности. В ДД - дети просто не получают опыта падений, неровных поверхностей - они сидят в манежах, ползают там же, там же пытаются ходить. У них везде безопасное пространство, ровные площадки для прогулок, где они тоже гуляют в загончиках-манежах. На непривычном маршруте дети из системы падают. Причем падают плашмя, даже не пытаясь сгруппироваться - им это было не надо. А так как нарушен из-за незаботы контакт с собственным телом, они порой и не понимают, больно ли им, холодно или жарко. Они в туалет ходят по расписанию, не имея возможность самим управлять даже своими сфинктерами.
Маленький ребенок дома имеет возможность скидывать со стола какие-то предметы на пол - ту же ложку. В ДД - его кормят, не давая изучить еду руками и прочими предметами, поплеваться кашей и побросать ложку. Плюс дома ребенок видит, что делают взрослые в повседневной жизни - на подкорке пишется, как что делается в реальной жизни, автоматически будет делать так же, когда появятся достаточные навыки. В ДД дети не видят этого - как готовится еда, как пахнет, когда стирают, как пыхтит паром утюг. Есть куча мелочей, которые проходят мимо ребенка в ДД. Так даже 2-3 летний домашний малыш воспроизведет наливание чая, он видел это тыщу раз, а школьник из ДД даже не сообразит, что нужно делать - ему давали готовый чай в столовой. Из этих мелочей и складывается их представление о мироустройстве. Откуда взяться причинно-следственным связям, если их никто не показывает и не дает познать самому?
Ясно, спасибо, прям разжевали.
Нет не видела, посмотрю :)
Гхм, Петрановская - это автор книг?
Ок, спасибо, пойду поищу ее
А за еще один вопросик тапком не заслужу? :)
Да-да, я понимаю, что смогу об этом прочесть, нр хочется уже сейчас об этом поразмышлять.
А как приемным деткам разъяснять и прививать навык причинно-следственной связи? Как запрещать не делать что-то себе во вред? Просто "нет" без объяснений?
Ясно, спасибо!
Это действительно интересно и не так просто - понять, как и что есть взаимодействие...
А амбивалентность любой ребенок же ощущает, только вот в какой степени, в какой форме, в каком возрасте... Хорошо, что есть психологиня...