Previous Entry Поделиться Next Entry
Разговорчики в строю.
bezbashenka_mag
Вчера добавила еще одну игру, "Я вижу". Правда, участвовали только Маруся с Давидом, Саид быренько спетлял, остальные даже не присоединились. Зато вся малышня бодро занимается теми настольными играми, что я показывала недавно. И повальная легомания в квартире )
Маруся засыпает меня вопросами о роде-племени. Привет радетелям за тайну усыновления. Она спрашивает и спрашивает, получает ответы, и видно, как ее отпускает... Как расслабляется ребенок, как вылезает из своей скорлупы, становится увереннее. Появляются успехи, начинает укладываться информация в голове, подтягивается учеба. Ребенку важно знать о себе и своей истории, важно ощущать почву под ногами, он не взялся из ниоткуда, он не чужой в этом мире, у него есть прошлое. Фундамент.
Главный вопрос Марью мучал о национальности. И вообще о разной внешности у людей. Разговаривали о разных расах, о различиях во внешности, традициях, образе жизни, языке, культуре. И, вот чудеса-то, она почему-то была уверена, что она со своими братьями-сестрами разных национальностей. Маш, ну как же? Вас же одна мама родила. Она корячка, и вы коряки. У тебя папа только был другой (для себя помечаю - хотелось бы его найти, узнать о нем что-нибудь), но вы все родились у одной мамы и от нее получили половинку себя самих. Свой разрез глаз, губки-бантики, смуглую кожу и темные волосы. Внезапно Маруся перебила меня, попросила не рассказывать дальше, потому что в кухне материализовались Саид и Леха. "Они же маму родную не знают! вдруг они тоже скандалить начнут, как я?". А ты хочешь скандалить? Маруся задумчиво помотала головой - нет. И малыши тоже имеют право знать. Тем более, Саид все-таки смутно, но помнит маму. Маруся выдохнула. Кажется, поняла. А потом я рассказала, откуда взялись у северных народов типично русские имена, Саид с Региной не в счет - для нас до сих пор загадка, откуда эти восточные имена у русскоязычной коряцкой мамы возникли )). Что в прошлом-позапрошлом веке с запада пришли русские осваивать север. Мам, а как бы мы жили, если бы русские не пришли? Я проглотила горькое "в своих родных семьях, то, что сделали покорители Севера, прощенью не подлежит - увезли детей в интернаты, споили родителей". И рассказала, что так же, как жили их предки - охота, рыбалка, в ярангах, со сказками от стариков на родном языке. Кааак? Без телефонов? Без школы? Без машин? Ну да. Возможно, много позже, современные достижения цивилизации докатились бы и до этих диких обособленных краев, но ведь до сих пор в мире есть племена, живущие едино с природой.
А еще Марусю страшно интересовал вопрос, почему бывают войны, и какие у них, коряков, враги. Чукчи? Маш, с чего это ты взяла? "Ну, они же другие, значит враги". Сфигали? Мы с тобой враги? А мы ведь очень разные. "А почему тогда все нападают на Россию?". Ой, блин, знали бы вы, сколько матюгов я проглотила. Дорогая школа, а может не надо детям в уши вливать, что кругом враги, м? Может, хоть в школе пропагандонством заниматься не будем? Не, Марусь, все войны - это происки глупых злобных дорвавшихся до власти людишек. А обычные люди не хотят другим зла. Каждый хочет жить мирно и счастливо. "Вот бы посмотреть, что такое война!" (в этом месте у меня мурашки размером с булыжник по коже побежали). Зачем, Маша? "Ну, не знаю, просто интересно". Маша, война - это очень страшно. За чью-нибудь бредовую идею, умирают старики, взрослые, дети, а кого не убило не видят нормальной жизни, вокруг голод, холод, разруха, болезни, мучения, смерть... Не дай Бог, Маша, тебе увидеть войну. Не знаю, поняла ли она, почему... Я так думаю, что к этому разговору мы еще не раз будем возвращаться. Пока в школе не начнут проходить Великую Отечественную.

промо bezbashenka_mag июнь 10, 2012 02:32 175
Разместить за 10 жетонов
Привет, неосторожный посетитель :) Меня обозвали Юлией. Отзываюсь на Рыжаятигра. И выгляжу вот так. Нет, я не всегда имею такой боевой раскрас. Но порычать прям святое. Иногда нецензурно. Благо, всегда есть на кого. И они это легко переносят. Кому невыносимо, отойдите подальше. Я веду крайне…

  • 1
Юля, если будете дальше обсуждать войну, то попробуйте почитать Маше вот эту книгу про блокаду глазами семилетнего мальчика http://www.labirint.ru/books/467379/, она в сети тоже есть. Мне кажется, это очень правильная вещь для знакомства с темой, без особых ужасов, но реалистичная.

Хорошо. С интересом читаю все посты. Здесь нахожу новые грани жизни. А хорошо в том, что нет нравоучений, только почва для новых рассуждений, новых причин подумать иначе, чем раньше.

черт бы побрал пропагандонов всех мастей и ящик с теленовостями((( малый как новости с дедом у тетушки посмотрит, так ховайся((( С другой стороны, деду, пожизненному коммунисту, заявил, что СССР был тюрьмой народов)))

хорошо, что Маша выравнивается, ттт

И самое гадкое, что не знаешь, как уберечь детей от этого.

помню, я в детстве мечтала посмотреть на пожар. казалось, что это удивительное и увлекательное зрелище. я даже маму уговаривала дежурить у пожарной части, а потом поехать за красной машиной и посмотреть наконец своими глазами.
и когда начала читать книжки про войну, были поначалу впечатления как у Маруси. не укладывается весь этот ужас в детской голове, приравнивается к игре в войнушку. может, и к лучшему, я вот и взрослой жить не могу с мыслью, что за 100 лет ни грамма гуманизма не прибавилось. читала в том году Ричарда Олдингтона про первую мировую (Все люди враги и Смерть героя), в которой он сам участвовал. и ощущение такое, что не изменилось с прошлого века вообще ничего - все те же аргументы, тот же пафос, люди до сих пор готовы положить тысячи и миллионы за идею. как-то горько от этого.

Эмм, я бы не стала сильно идеализировать простых людей, типа не хотящих никому зла. Куча народу и зла хочет местами, и боевые действия ведет против родных и/или соседей. Просто у политиков возможностей побольше, а человеческая природа везде примерно одинаковая.

Так и мы с Маруськой не бытовые конфликты обсуждали, а глобально. Понятно, что человеческая природа такова, но ведь по большому счету, человек просто жить - в идеале с относительным комфортом,целями и смыслом.

ЛИханова

Чукчи еще те отморозки были. )))) И рабами владели только так. Их все боялись. Русско-чукотская война закончилась победой чукчей. Царь проиграл и оставил Анадырь.

И с коряками чукчи воевали. Коряки были хорошими оленеводами. война шла за оленей.

По войне - Лиханова почитайте. там про тыл. Но довольно страшно.

Edited at 2016-01-14 08:14 (UTC)

Маш, так они недалеко от первобытности ушли, обычное дело - борьба за ресурс. В современном развитом мире войны - мрак.

Юля, по-моему, вы очень мудрая.

Не знаю, как насчет мудрости, а вот насчет "что отвечать детям на неудобные вопросы" репетировала, да ))

Хорошие вопросы. Думает ребенок, это прекрасно. И не надо думать, что в школе кто-то специально что-то вливает агрессивное. Ребенок много чего слышит - разные взрослые разговоры в разных местах. А война всем интересна в детстве, потому что жизнь необычная, с сильными ощущениями, с событиями особыми. Моей тоже интересно, хотя уже читаем книжки и смотрим фильмы, в которых явно видно, как это все тяжело и страшно. Но детям еще долго не будет страшно, еще впереди подростковая романтика. Путешествия, сражения... как без этого... Переключи ее пока на пиратов, "Остров сокровищ" ;-) Или, вон, о блокаде Ленинграда и голоде еще разговор зайдет... Я как раз Аленке купила книжку "Три девочки", в первом приближении, в детском таком варианте, можно уже говорить об этом... Все ведь очень-очень постепенно, в процессе взросления!
Кстати, якуты оочень нехило повоевали с соседями и поимели разнообразно другие окружающие их народы, еще без участия русских ;-) Как якутские купцы, скажем, эвенов обманывали на ярмарках... ;-)))
И о разных народах моей дочке тоже очень интересно, тоже много обсуждаем... :)

Блин, одно дело, когда воевали до технического прогресса, до появления самого понятия "гуманизм". Воевали-то за ресурс. Сейчас,блин, еда, вода и энергия есть во всем развитом мире. Войны идут далеко не за возможность просто выжить.

про войну: у меня были такие мысли,долго, несмотря на то, что бабушка мне рассказывала многое и книг тематических я прочла много. Это возрастное, тяга к героизму, конечно, я бы выжил и пришел с полной грудью медалей. В 15 прочла "План Барбаросса" и послушала рассказы прадедовой сестры, она два раза была замужем за военными, много повидала, репрессии в том числе (со стороны)
И после того отвернуло - ни слушать, ни смотреть, ни рассказывать. А попасть? - ууу, ужас, не дай Б-г.

Так что оно само может пройти, вполне.

Пройдет, конечно. Станет старше, начнет ценить отношения, то, что создала сама, чего добилась - тогда и поймет, как это страшно - терять.

Из последнего, что смотрела про войну - "Мы из будущего." Прошибает. Считаю, что этот современный фильм будет полезен и более-менее понятен подросткам и детям постарше. Есть, конечно, "Обыкновенный фашизм, "Иди и смотри," но это уже для взрослых умом.

О... Обыкновенный фашизм, я несколько раз, будучи уже взрослой, пересматривала. Каждый раз с ужасом. И постоянно перед глазами отец, плачущий, который сдирает с игрушечного самолетика сына его друзей наклейку со свастикой. Старый еврей, современник ВОВ, до меня много позже дошло, что он в себе носил всю жизнь. Я тогда впервые увидела, что он плачет.

О национальностях.

Дочь после школы не звонит: "Аппарат абонента выключен и ..бла-бла-бал". В начале четвертого в кабинет сотрудница вводит Ленку, просит не ругать. И вид у дочки очень несчастный.

ДОчь трагическим голосом рассказывает, как у неё телефон разрядился (а я говорила, блин, не играть на нем, когда уровень зарядки менее 10%) + из школы поздно отпустили и ключ сломался в замке, а Паша был увезен. Ну да...

смотрю на дочь - тощая, бледная, лицо овальное, волосенки висят, нос распух сливкой, глаза красные. И первая мысль: "бедный еврейский ребенок!" ))))

Оффтоп психиатрический

Юля, есть вот Юля в Израиле, тезка твоя, ага :) Она психолог в хорошем смысле этого слова :) Пишет в своем журнале редко, я с ней гораздо больше в сообществах общалась. Короче, я тебе хотела показать один ее пост, возможно, тебе интересно будет. Без конкретных советов и аналогий, но вот для картины...

http://yulia-tavlev.livejournal.com/109457.html

Re: Оффтоп психиатрический

Спасибо. У нас, т-т-т, кроме легких седативов и парочки препаратов, прописанных неврологом, ничего не используется.

Исторически, кстати, чукчи с коряками вполне себе враги. Чукчи вообще были народом очень воинственным и к соседям очень недобрым. Ну, для Севера, конечно, ни наполеонов, ни гитлеров там не предвиделось, да и чингисханы были сомнительны. Но - пришли цивилизаторы и чукчам стало резко не до лебенсраум.

А мобильники и интернет с кочевым бытом прекрасно сочетаются, чему в мире есть многочисленные подтверждения.

Но да, соглашаюсь и кричу об этом на всех углах при каждом удобном случае - нет белым прощения за национальные интернаты, что в СССР, что в США, что в Австралии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account